Нижнесинячихинский музей-заповедник

Автор
Опубликовано: 1839 дней назад (30 ноября 2011)
Редактировалось: 1 раз — 30 ноября 2011
0
Голосов: 0
Нижнесинячихинский музей-заповедник
В центре материка Евразия, на рубеже двух частей света, стоит город Алапаевск.
В легендах рассказывается, что название села Алапаевск произошло от имени татарина Алапая. А был он разбойником, который в давние времена бежал от царского гнева с Волги на Урал. Речка, где он поселился, стала называться Алапаиха.
Есть и другой вариант происхождения названия. На мордовском языке «речка» – Ала, «самоцветный камень» – пайха. Вот и название: Ала-пайха – название реки и поселения.
   Первое поселение в Нижней Синячихе отно­сится к 1680 году. В 1724 году здесь был построен Нижнесинячихин­ский железоделательный за­вод. В то время село на­считывало 529 дворов с четырьмя широкими улицами. Через Нижнюю Синячиху проходила до­рога из европейской части России в Сибирь. Именно здесь, на середине пути между Верхотурьем и Ирбитом, останавливались купцы.
   Продолжительное время исследователи народной культуры считали Урал и Зауралье диким краем новых земель старой России, где живёт народ грубый и неграмотный. Центральные музеи и научные организации не проявляли интереса к изучению искусства народов уральского региона.
Первым исследователем и хранителем памятников уральской деревянной архитектуры стал Иван Данилович Самойлов.
   В 15 км от Алапаевска (города, основанного более 350 лет назад) над селом, над речкой, окрестными лесами, полями и дорогами возвышается двухэтажный девятиглавый храм изумительной красоты. Здесь 16 сентября 1978 года был торжественно открыт народный музей уральской народной живописи.
Для музея под открытым небом была отведена территория по обоим берегам речки Синячихи. В его границы входит правобережная свободная от застройки часть села, примыкающая к Спасо-Преображенской церкви, и левобережная – с деревней Балакиной, скалой над речкой и частью кладбища на Белой горе.
Проходящий через посёлок тракт – памятник дорожного строительства – оформлен старыми придорожными знаками: верстовые столбы, сторожевая будка со шлагбаумом.
   На 64 гектарах красивейшей уральской земли стоят дома с усадьбами XVII - XIX веков, бани, колодцы, часовни, пожарная с дозорной вышкой, ветряная мельница – более 20 памятников деревянного зодчества. Образцы деревянной архитектуры привезены в Нижнюю Синячиху из Алапаевского, Верхотурского, Гаринского, Верхнесалдинского, Режевского, Артёмовского, Ирбитского районов, на месте собраны и отреставрированы.
   Усадьба XVII века собрана «с миру по нитке». По её внешнему облику, планировке и интерьеру можно изучать быт и жизненный уклад уральских крестьян, живших 300 лет назад. Усадьба XVIII века – "односторонка" - характерна для архитектуры крепостей-острогов, когда дом одной стороной выходил на улицу, а все хозяйственные постройки помещались в замкнутом дворе, окружённом высоким забором с монументальными глухими воротами. В облике усадьбы XIX века чувствуется влияние городской культуры.
   На территории музея стоят: башня острога, восстановленная по описаниям XVII века, пожарная с дозорной каланчой и колоколом, 35-метровая сторожевая башня, действующие ветряная и водяная мельницы, четыре часовни и малые архитектурные формы.
Во многих постройках восстановлены интерьеры, размещены богатейшие и уникальные фонды: мебель, домашняя утварь, посуда, предметы быта, ткани, вышивки. Все предметы оформлены росписями уральских умельцев.
   У большинства работ известны имена авторов; их около 100 из 71 населённого пункта, разбросанных по 8 районам области. Всё это нужно было разыскать, вывести из небытия, реставрировать, сохранить в течение десятилетий, описать, систематизировать и разместить.
Коллекция народной росписи Среднего Урала, созданная Иваном Даниловичем, – единственная в мире.
Комментарии (0)
Добавить комментарий