+1 RSS-лента RSS-лента

Интересные места Уральского региона

Автор блога:
Интересное место №6. Медвежье озеро.

Озеро Медвежье, Курганская область.

Озеро состоит из двух частей, соединенных узким проливом - это Большое и Малое Медвежьи озера. Озеро бессточное и питается от талых вод. Озеро большое (61 квадратный километр), но очень мелкое (средняя глубина 50-70 сантиметров, а максимальная – 120 сантиметров.

Большое и Малое Медвежьи озера расположены на высоте 120-130 метров над уровнем моря.

Озер Медвежье знаменито своей водой и донными отложениями, обладающими лечебными свойствами. Химический состав - хлоридно-натриевый. Обычно соленость воды в нем составляет 180-270 г/л, но может достигать 360 г/л, т.е. практически в 10 раз выше, чем в Мировом океане и больше, чем в знаменитом Мертвом море.

Подобная концентрация солей приводит к значительной плотности воды, и любителям покупаться приходится только полежать на водной поверхности. По этой же причине озеро не замерзает зимой. Находиться в воде врачи рекомендуют не более 15 минут. После купания в озере на коже остаются кристаллики соли.

Из-за соли в озере нет ни рыб, ни водорослей.

Дно озера илистое. Эту грязь применяют для лечения на расположенном здесь же одноименном санатории. Минерализованная грязь отлично успокаивает нервную систему, укрепляет кости, суставы, мышцы, усиливает обменные вещества.

Там же, на территории санатория, добывают минеральную воду, известную под названием «Медвежье-11».
История названия

По легенде вода этого озера в стародавние времена исцелила больного медведя. Он приходил на берег озера и окунал в него больную лапу.
Интересное место №10. Озеро Тургояк.
Озеро Тургояк - одно из самых глубоких озер Челябинской области. Занимает первое место в Челябинской области по чистоте и составу воды. Внесено в список ценнейших водоемов мира. Тургояк называют младшим братом Байкала. Как и в Байкал, в него впадает немало ручейков и речек, вытекает лишь одна.

Максимальная глубина озера 34 метра.
Вода очень чистая, практически как байкальская; на два десятка метров проглядывается дно.
Вода в озере целебная, насыщенная кислородом, почти свободна от растительности.
Озеро окружают горы и хвойные леса.
Имеется 6 островов. Самый крупный (8 га) из них остров "Веры" является археологическим музеем под открытым небом.

Недалеко от озера находится город Миасс, а на самом берегу - поселок Тургояк.
Интересное место №9. Ильменский заповедник.
Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником в 1920 году. Это был один из первых заповедников в России. Сейчас это научно-исследовательское учреждение, институт в составе Уральского отделения РАН.

Здесь было найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь. На территории заповедника более 30 озёр - прекрасные места для того, чтобы отдохнуть не только телом, но и душой. Одно из знаменитых озер - Тургояк с живописно-прозрачной водой, расположено в горной котловине.

Ильменский заповедник находится в Челябинской области на Ильменском хребте, к северо-востоку от Миасса.
Площадь Ильменского заповедника составляет 303,8 кв.м. Длина Ильменского хребта с севера на юг достигает 41 км.

Высочайшая точка на территории заповедника — Ильмен-Тау (750 метров над уровнем моря). Территория Ильменского заповедника представляет собой одну из самых высоких горных цепей северной части Южного Урала. Ильменский хребет отделен от главной цепи Уральских гор долиной реки Миасс. В состав Ильменского заповедника входят Ильменский хребет и восточные предгорья с озерами Аргази, Большой и Малый Кисегач и Аргаяш.

На территории заповедника протекает более 40 речек, большинство из которых стекает с Ильменского хребта. Самая длинная из них — Большая Черемшанка, протяженностью 9,8 км.

Более 80% территории Ильменского заповедника занимают леса.

Среди животных в Ильменском заповеднике представлены зайцы беляк и русак, суслик, лось, кукушка, лебедь-кликун, журавль, сапсан, орел. Встречаются серая куропатака, тетерев, рябчик, глухарь. Можно встретить рысь, лисицу, волка. Обычны белка, кроты, ежи, землеройки, полевки. Иногда появляются бурые медведи.

Многие виды растений и животных включены в Красную книгу РФ.
Минералогия и геология

Ильменский заповедник представляет большую ценность с точки зрения геологии. Ильменогорский комплекс сложен различными по составу породами. Разнообразие пород обусловлено сложной и долгой историей формирования Ильменогорского комплекса (2300-160 млн лет).

Здесь встречаются топаз, циркон, аквамарин, сапфир, амазонит, турмалин, разные редкоземельные металлы. На территории комплекса были открыты горные породы миаскит, фирсит и сандыит, а также 18 минералов.
Музей

На территории Ильменского заповедника находится естественно-научный музей. Он входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев страны. В его экспозиции имеется одна из крупнейших биологических диорам России.

Первые коллекции горных пород и минералов заповедника были созданы в 1925 году. Сейчас музей представляет собой трехэтажное здание с шестью залами общей площадью 2050 кв.м. В музее выставляется 9 тысяч экспонатов, а фонд насчитывает более 30 тысяч единиц хранения. Музей ежегодно принимает 50 тысяч посетителей.
Интересное место №8. Игнатьевская пещера.
Игнатьевская пещера, или Ямазы-Таш, — одна из самых известных пещер Южного Урала. Она расположена в долине реки Сим (приток Белой) в скальном обнажении на высоте 10 метров. Вход в пещеру представляет собой арку высотой и шириной 12 метров. Длина ходов пещеры составляет более 500 метров, высота ходов достигает 8 метров.

Игнатьевская пещера относится к пещерам коридорного типа, есть несколько гротов, расположенных с севера на запад. Первый грот выходит на юг, доступен дневному свету. Здесь находилась стоянка первобытного человека. В главную галерею пещеры ведет широкий низкий ход. Справа расположен грот, здесь берет начало система узких ходов, которые приводят в основную галерею в районе грота Столб. Главная галерея Игнатьевской пещеры имеет длину около 130 метров. Южная часть — ход Зубастый. Северная часть приводит в грот Стоб и заканчивается узкой щелью. В центре грота находится огромный известняковый столб-останец. Отсюда можно попасть в последний грот пещеры — Келью старца Игнатия, в которой находится главная загадка пещеры. Здесь на одной из стен вырезана фигурка женщины. По старинным преданиям, это икона богоматери, сделанная старцем Игнатием.

Игнатьевская пещера представляет ценность не только как природный объект, но скорее как историко-археологический. Несмотря на то, что палеотические изображения здесь проигрывают росписям пещер в Западной Европе, пещера важна как связующее звено между древними культурами на Евроазиатском континенте.

Посещение пещеры свободное, однако лучше посещать ее с опытным проводником или при наличии минимального спелеологического опыта.
Интересное место №7. Озеро Киреты.
Озеро Киреты расположено в Челябинской области, входит в систему Каслинских озер наряду с озерами Большие и Малые Касли, Иртяш и Сунгуль.

Озеро Киреты непостоянное и бурное из-за сильного влияния северо-западных ветров. Это объясняет его название. В переводе с башкирского означает «своенравное, упрямое».

Площадь озера по разным данным составляет от 738 до 802 га. Наибольшая глубина 6 м, средняя 3,7 м, прозрачность достигает 2 м. Берега озера отлогие, местами каменистые и лесистые. Киреты соединены с оз. Большие Касли протокой, через которую идет Киретинский мост.

Озеро богато рыбой. Здесь водятся ёрш и пелядь.
Интересное место №5. Свято-Казанский монастырь, с. Чимеево.
Храм построен в 1890 г. Иконостас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже ХIХ-ХХ вв., украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем тончайшими листами сусального золота.
Чимеевская икона Божьей Матери

Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери (XVII в.), по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

5 ноября 1770 году от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери, которая лишь слегка потемнела.

Когда в 1890 г. в Чимееве был построен новый храм, то он был освящен во имя явления иконы Казанской Божией Матери.

В 1937 году священника арестовали, церковь закрыли. В 1943 году местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище. Все иконы и утварь были заброшены в алтарь, и только чудотворную икону Божьей Матери не смогли сдвинуть с места. Председатель совета, руководивший работами, пригрозил наутро разрубить икону топором. Ночью у него открылось сильное кровотечение, и через несколько дней он умер.

Зерносклад находился в храме до 1947 года. Сама церковь и все, что в ней находилось, подверглось сильным перепадам температуры, сырости, воздействию “горящего” зерна. Полы – просмоленные плахи толщиной 10-15 см – полностью сгнили, а резной золоченый иконостас очень тонкой работы сохранился почти без потерь.

В 1947 году служба в храме была возобновлена и чудотворная икона Божьей Матери вновь стала доступна для паломников, даря людям чудеса и исцелеления.

22 марта 2004 года по ходатайству Преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил внести чимеевскую святыню в православный месяцеслов как чудотворный список с Казанской иконы Божьей Матери.

День празднования – 21 июля и 4 ноября
Чимеевский святой источник

Рядом с монастырем (1,5 км) находится родник. Считается, что это чудодейственный святой источник. Поэтому паломники набирают ее впрок и обязательно здесь ею обливаются. Чудотворная сила воды имеет и научное подтверждение. В ней содержится большой процент серебра, которое еще со времен Древнего Рима известно своими целебными свойствами.
Интересное место №4. Далматовский Свято-Успенский монастырь.
Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской епархии Русской Православной Церкви, был основан в XVII веке, на землях татарского мурзы Илигея, и стал первой территорией русских в чужеземном крае. Монастырь 3-го класса основан в 1644 году на берегу реки Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом, в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). А началось всё когда старец Далмат ископал себе пещеру в овраге, на берегу Исети, при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью.

Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Становление и развитие монастыря было не легким и часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет монастырь жил в страхе в ожидании нападения. С помощью Божией и с помощью людей добрых, монастырь выстоял в лишениях и тяготах, не один раз приходилось отстраиваться чуть ли не заново.

В монастыре было три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами - во имя Иоанна Богослова. Внутри ограды стояли: деревянная игуменская келья, келья старца Далмата, четыре деревянные братские кельи, между кельями - сараец малый, где помещался гроб старца Далмата, келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год - Иосиф, а потом игуменом стал Афанасий.

Далматовский монастырь, возникший из одинокой пустыни отшельника и превратившийся в общину монахов, имел огромное значение в христианизация края. Во многих селениях началось возведение храмов и часовень. Монастырские земли - богатые природные угодья, привлекают пришлых людей и они оседали здесь. Начинают образовываются деревни и поселья, а уже в них строятся церкви. Преодолевая многодневный путь, крестьяне-переселенцы, добравшись сюда получали возможность жить и трудиться на привольных и благодатных приисетстких землях. Обширные леса были для многих и кормильцем и кровом, расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им "льготы" и всячески старался помогать. Со временем монастырь обзавелся постройками - конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Трудами монастырской братии и крестьян, а также вкладами доброохотных христолюбивцев, святая обитель становилась сильной и все более продвигаясь к благоденствию и процветанию.

Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала в огне, на ней был опален один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага иноверца.

После восстановления обитель, еще три раза была осаждаема врагами калмыками. Первый раз в 1662 году, когда бунт, произведенный, по заговору Сеита - «Сеитский бунт», князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Второй раз в 1704 году, во время бунта Адларь-Бая Исекеева. Третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году, во время бунта, зачавшийся под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Но после калмыцких набегов монастырь был осаждаем и другими вражинами - двумя бандами разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Опустошительные пожары деревянных строений после набегов кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Монастырская стена, построенная почти 300 лет назад – главная достопримечательность города Далматово.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на Божие покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство пронеслось через годы пренебрежения.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения в т.ч. театр, основные разрушения приходятся на послевоенные годы с 1945 г., когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» - завод «Старт». Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского - местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 — в лике Собора Сибирских святых, к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 9 человек, в т.ч. 4 монашествующих, наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням. Особо почитаемые святыни монастыря: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и разных святых, Порт-Артурская икона Божией Матери, святой источник в честь преподобного Далмата Исетского.

Службы: ежедневно совершается утреннее и вечернее братское правило у мощей прп. Далмата; Божеств. Литургия — не ежедневно: как правило, все бденные и полиелейные службы. Вечерняя служба — с 17.00, исповедь — с 7.30, Литургия — с 9.00.

Праздники и памятные дни: 28 февраля н.ст. — Далматской иконы Божией Матери, 8 июля н.ст. — преставление прп. Далмата Исетского, 6 августа н.ст. — обретение мощей прп. Далмата Исетского, 28 августа н.ст. — Успение Божией Матери, 6 ноября н.ст. — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники — крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.
Интересное место №3. Кунгурская ледяная пещера.
Кунгу́рская ледяна́я пеще́ра — одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка, (в 100 км от Перми).

Уникальный геологический памятник — одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Протяжённость пещеры составляет около 5700 м, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5 °C, относительная влажность в центре пещеры — 100 %. Кунгурская пещера содержит около 50 гротов, 70 озёр, 146 т. н. «органных труб» (самая высокая — в гроте Эфирный, 22 м) — высоких шахт, доходящих почти до поверхности.
Интересное место №2. Узкая улочка.
История Северного Урала необычайно богата на мифы и легенды. Одна из них, наверное, самая красивая - легенда об Узкой Улочке. Находится это примечательное место недалеко от поселка Ныроб. Не доезжая до него несколько километров надо свернуть направо (прямо перед речкой Люнвой) и проехать около трех километров по грунтовой дороге. Между двух возвышенностей, на большой поляне вы увидите щит, информирующий о том, что вы находитесь на особо охраняемой природно-исторической территории «Искорское городище». Чтобы попасть на Узкую Улочку, надо повернуть направо, и, пройдя буквально двести метров по лесу, увидите одно из чудес уральской природы. На вершину скалы, вид которой перед вами откроется, ведут две параллельных расщелины. Ширина одной достигает двух-трех метров, а другой - едва пятидесяти сантиметров. Это и есть Большая и Узкая Улочки соответственно. Наиболее примечательна Узкая Улочка – она имеет длину около 40 метров и по форме, (конечно, очень условно) напоминает глубокую лестницу, вырубленную прямо в камне, и ведущую до самой макушки горы. Бытует предание, что, поднявшись по ней, человек очищается от всех грехов.

Если же от информационного щита вы обратите свой взгляд налево, то увидите еще одну небольшую гору, с очень крутыми и отвесными стенами. Обойдя ее, и, поднявшись по единственному пологому склону, вы увидите перед собой белую часовню. Построена она была в 1891 году, вместо деревянной. Часовня примечательна внутренней росписью сводов, к сожалению изрядно испорченной природными явлениями и вандалами. Как говорят, часовня стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермских княжеств – городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм в Пермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важное стратегическое значение – он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры и Вычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горы с неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологому склону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитого похода князя Федора Пестрого на Пермь Великую искорцы были против московитов и были покорены ими самыми первыми. Среди жителей сегодняшнего Искора также существует предание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами. Недалеко от исторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные их называют «русским и татарским островком». По легенде на этих местах похоронены воины с обеих сторон, павшие во время битвы. Вот только какая именно это была битва (то ли искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня мы вряд ли уже узнаем. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня с чугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жители Искора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.

Примечателен один факт. Известный пермский писатель Алексей Иванов в своей книге «Сердце Пармы» городище Искор располагает не в том историческом месте, где он действительно находился (где и стоит часовня), а на соседнем камне, как раз на том, где Узкая Улочка. По сюжету книги одной из главных героинь даже удается убежать от преследователей именно по Узкой Улочке. Что это, авторская интерпретация истории родного края или дань народным легендам и желание покруче завернуть сюжет? Кстати, в оправдание Алексея Иванова может быть приведен следующий факт: среди местных жителей есть предания о битвах именно на Узкой Улочке.

Есть на что посмотреть и в окрестностях Искора. Возле исторического городища есть пруд. В конце 1950-х годов тут еще стояла старинная мельница. Теперь от нее остались лишь дамба да мельничный жернов.

Для туристов и любителей истории родного края Искорское городище и Узкая Улочка поистине кладезь впечатлений и новых знаний. На одно это место, относительно небольшое, можно потратить день, а то и два дня своего времени и с большим удовольствием полазить по сопкам, пофотографировать часовню, поклониться святым местам.
Интересное место №1. Мань-Пупу-Ньер.
Столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рр. Ичотляга и Печоры. Останцев 7, высота от 30 до 42 м. С ним связаны многочисленные легенды, прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси.

Находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут. Столбы считаются одним из семи чудес России.

Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.

Древняя мансийская легенда


Маньпупунёр на почтовом блоке

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь — красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: — О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. — Коварная, — зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (Барабан).»